Система непрерывного образования медицинских и фармацевтических работников. Использование портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

Система непрерывного образования медицинских и фармацевтических работников.

Использование портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования

I. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НМО)

  1. Система непрерывного образования медицинских работников (далее– НМО) в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение».
  2. Актуальность и необходимость системы НМО.

 

Национальный проект «Здравоохранение», разработанный Минздравом России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» включает в себя восемь федеральных проектов, в том числе федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». Субъектами Российской Федерации реализуются региональные программы в этой области. В Ставропольском крае Постановлением Правительства Ставропольского края от 24.12.2018 № 582-п утверждена государственная программа Ставропольского края "Развитие здравоохранения", в рамках которой действует подпрограмма «Кадровое обеспечение системы  здравоохранения».

Одним из приоритетных направлений федерального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения» и ожидаемых конечных результатов подпрограммы «Кадровое обеспечение системы  здравоохранения» является увеличение числа специалистов, вовлеченных в систему непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Для достижения этой цели поэтапно осуществляется: внесение изменений в законодательство Российской Федерации, закрепляющее обязательность непрерывного совершенствования квалификации медицинских работников.

Минздравом России уже изданы подзаконные правовые акты, регулирующие вопросы аккредитации медицинских работников, утверждена Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года;

создан и работает портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

Таким образом внедрение системы НМО – это одно из основных приоритетов государственной политики, направленной на обеспечение совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянного повышения ими своего профессионального уровня и расширения квалификации.

II. НМО В СИСТЕМЕ АККРЕДИТАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ.

  1. Аккредитация и сертификация медицинских работников.
  2. Роль НМО в системе аккредитации медицинских работников, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, Концепция развития НМО.

 

Одним из лицензионных требований, предъявляемых к организации, осуществляющей медицинскую деятельность, является повышение квалификации специалистов. Согласно действующему законодательству правом на осуществление медицинской деятельности обладают лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Вместе с тем,  частью 1 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" до 1 января 2026 года сохранится право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации для медицинских работников,   имеющих сертификат специалиста.

Между тем 31 декабря 2025 года истечет срок действия последнего выданного сертификата специалиста и с 01 января 2026 года будет действовать только свидетельство об аккредитации специалиста

Таки образом последние сертификаты специалиста будут выданы медицинским и фармацевтическим работникам до 31 декабря 2020 года на пять лет и с 1 января 2021 года сертификаты специалиста медицинским работникам выдаваться не будут.

Приказом Минздрава России от 22.12.2017 № 1043н утверждены сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов.

С 2016 года, когда был осуществлен первый выпуск специалистов, обучавшихся по федеральным государственным образовательным стандартам, и внедрена аккредитация специалиста, начато внедрение системы дополнительного профессионального образования, построенного на принципе непрерывности обучения в течение всей профессиональной деятельности специалиста.

В целях реализации указанного условия дополнительного профессионального образования Минздравом России разработана и утверждена Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года" (приказ Минздрава России от 21.11.2017 № 926).

Концепция определяет следующие направления развития сферы НМО:

актуализация нормативной правовой базы;  

обеспечение эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса: обучающихся, образовательных и научных организаций, работодателей;

формирование мотивации медицинских и фармацевтических работников к самообразованию;

разработка системы учета образовательной активности медицинских и фармацевтических работников с использованием учетных единиц (кредитов);

привлечение к реализации образовательных программ, в том числе в рамках сетевого взаимодействия, образовательных и научных организаций, а также профессиональных некоммерческих организаций;

развитие и поддержание каналов связи образовательных и медицинских организаций для реализации дистанционных модулей образовательной программы.

реализация возможности выбора медицинскими специалистами дополнительной профессиональной программы посредством интернет-ресурсов.

Для обеспечения доступности НМО для медицинских работников Минздравом России создан Портал непрерывного медицинского образования. https://edu.rosminzdrav.ru/.

Портал edu.rosminzdrav.ru является единственным официальным ресурсом планирования и учета образовательной активности специалистов здравоохранения в рамках непрерывного образования.

Портал предоставляет возможность медицинским работникам с высшим и средним профессиональным медицинским и фармацевтическим образованием:

самостоятельно формировать собственный план обучения по специальности;

выбирать программы повышения квалификации и формировать заявки на обучение, в том числе за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования;

выбирать и осваивать интерактивные образовательные модули;

выбирать образовательные мероприятия и подтверждать участие в них;

оценивать качество освоенных образовательных элементов;

формировать  и анализировать образовательное портфолио.

В зависимости от потребностей и особенностей профессиональной деятельности медицинские работники могут выбирать различные образовательные элементы, график их освоения, форму и условия обучения.

Образовательные элементы, входящие в перечни Портала это:

программы повышения квалификации, обеспечивающие непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации;

различные типы интерактивных образовательных модулей (короткие онлайн-курсы, интерактивные ситуационные задачи, компьютерные тренажеры и др., разработанные с учетом порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и принципов доказательной медицины);

образовательные мероприятия, реализуемые или контролируемые некоммерческими профессиональными обществами (семинары, мастер-классы, школы практикующего врача, вебинары и др.),

Для определения трудоемкости в непрерывном образовании применяется система зачетных единиц (ЗЕТ): 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу.

Результаты освоения образовательных элементов (с учетом указанной трудоемкости в ЗЕТ ) учитываются в портфолио медицинского специалиста.

На основании зарубежного опыта, а также по результатам внедрения непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации с 2016 года рекомендованный минимальный суммарный объем освоенных образовательных элементов непрерывного образования составляет не менее 250 академических часов (или 250 ЗЕТ) за пятилетний период.

При этом скорость обновления информации в медицине и фармации требует постоянного совершенствования профессиональных компетенций, т.е. не быстрого набора всех 250 ЗЕТ непосредственно перед следующей процедурой аккредитации, а ежегодного их накопления преимущественно в равных долях.

Оптимальным графиком обучения в рамках непрерывного образования можно считать ежегодное обучение в объеме около 50 ЗЕТ.

При необходимости возможны незначительные отклонения в суммарной трудоемкости ежегодно осваиваемых образовательных элементов, но важно не допускать перерывов в обучении более одного года.

III. КАК ПОЛУЧАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ПОРТАЛ НМО

  1. Регистрация на портале НМО
  2. Основные возможности портала НМО.

Возможность зарегистрироваться на портале НМО имеют все медицинские работники, получившие медицинское образование (высшее или среднее профессиональное) в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Для того, чтобы быть участником системы дополнительного профессионального образования, построенного на принципе НМО необходимо:

  1. Открыть сайт Портала непрерывного медицинского образования. https://edu.rosminzdrav.ru/;
  2. Ознакомиться с главной страницей Портала НМО просмотреть на главной странице активные окна:

«Нормативная правовая база» – для получения ответа на вопрос «Зачем  Вам необходимо непрерывное медицинское образование?»;

«Специалистам» – для получения общей информации о системе НМО, в том числе о возможностях Портала НМО;

«Справочные материалы» – для ознакомления с видеоинструкцией  о работе в личном кабинете Портала НМО.

  1. Ознакомиться с информацией для специалистов высшего образования или среднего профессионального образования (в зависимости от уровня профессионального образования).
  2. Зарегистрироваться в личном кабинете, следуя рекомендациям видеоинструкции о работе в личном кабинете Портала НМО.
  3. Получать дополнительное профессиональное образование через Портал НМО, в том числе как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).